На латыни: Alea jacta est!
Alea iacta est (алеа якта эст) (также alea jacta est, «жребий брошен») — фраза, которую, как утверждается в труде древнеримского историка Светония "Жизнь двенадцати цезарей (The Life of the deified Julius; Vita Divi Iuli)", 10 января, 49 г. до н.э. сказал Гай Юлий Цезарь переходя пограничную реку Рубикон на севере Апеннинского полуострова. По закону он не имел права этого делать, а должен был распустить свою армию у границ империи. Но Цезарь сознательно нарушил закон, отрезав тем самым себе путь к отступлению. После произнесения этих слов Цезарь во главе своей армии вступил на территорию северной Италии. Так началась длительная гражданская война Цезаря против римского сената во главе с Помпеем Великим.
Согласно же Плутарху («Сравнительные жизнеописания» — Цезарь», гл. 60), на самом деле будущий император Цезарь произнес эти слова на греческом языке цитируя драматурга Менандра. Соответственно фраза звучит несколько иначе: «Да будет брошен жребий». Но по традиции фраза цитируется на латинском языке.
Анализируя исторические события, следует отметить, что Цезарь шёл на определённый риск, располагая всего лишь небольшим количеством сочувствующих ему легионов вблизи от Рима. В долгой перспективе можно сказать, что этот риск себя полностью оправдал, так как стратегическое занятие Рима и отступление Помпея сыграло ключевую роль в конфликте, и впоследствии Цезарь стал диктатором, начав когда-то свою политическую карьеру фламином Юпитера.
Выражение означает: «выбор сделан», либо «рискнуть всем ради великой цели», а также используется, чтобы подчеркнуть необратимость происходящего. К синонимичным выражениям в русском языке можно отнести такие высказывания, как «мосты сожжены», «назад пути нет», «либо грудь в крестах, либо голова в кустах» и др.